УДК 531.391

Устойчивость прямолинейного движения железнодорожной колесной пары / В. Г. Вильке, Б. А. Максимов, С. А. Попов. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 1, Математика. Механика. 2010. № 2. С. 23-30.

Исследуется качение железнодорожной колесной пары без проскальзывания по рельсам с учетом гипотезы увода. Колесная пара представляется двумя конусами, имеющими общее основание, а рельсы - двумя круговыми цилиндрами с параллельными осями. Определяются кинематические характеристики невозмущенного качения колесной пары, когда ее центр масс движется по прямой, и возмущенного движения, когда центр масс колесной пары описывает синусоидальную траекторию. Для исследуемых движений находятся реакции связей с точностью до малых второго порядка от значений возмущенных переменных. При замене абсолютно жесткого точечного контакта упругим контактом используются гипотеза увода и метод усреднения по быстрым переменным и на основе усредненных уравнений устанавливается величина критической скорости, при превышении которой прямолинейное качение колесной пары становится неустойчивым.

Ключевые слова: динамика железнодорожной колесной пары, критическая скорость.

Илл. 1. Библиогр. 5.

К оглавлению номера  Go!